При переезде в новую страну, что характерно, сразу появляется огромное количество дел, которые обязательно надо сделать. Найти работу, купить машину, снять жилье на длительный срок. Оформить SIN, OHIP, встать на учет в российском консульстве, поработить мир, открыть счет в банке, ну и, конечно же, получить местные права.

Российские права действуют в течении 60 дней с даты лендинга. Как оказалось, этого времени более, чем достаточно, чтобы успеть получить канадские права в провинции Ontario.

Лицензии на управление автомобилями существуют трех категорий: G1, G2 и просто G (еще называемые full-G).

G1 получаешь после прохождения теоретического теста. По ним можно ездить только в сопровождении более опытного водителя с полными правами и со стажем не менее 4-х лет, только в светлое время суток, не выезжая на магистрали и надо быть при этом совершенно трезвым. Это “подростковые” права, с ними обычно ездят детишки 16-18 лет.

G2 дают, когда сдаешь G1 Road Test. Здесь сопровождающий больше не нужен, можно кататься по магистралям, но бухать также нельзя.

Full-G получаешь после G2 Road Test. Этот тест можно пройти не ранее, чем через 1 год после сдачи G1. Но после можно все, ну или почти все :) Несмотря на наличие некоторой толерантности к промиле в крови, если показания хоть на 0.001 выше - грозит тюрьма, огромный штраф и лишение прав. Так что каждый решает сам - не париться и выпить кружечку пива, либо не рисковать.

Written Test

Это все лирика. А теперь - внимание - личный опыт :-P

Сначала мне предстояло сдать теорию. Правила несколько отличаются от российских, поэтому некоторое время я потратил на тестирование он-лайн, дабы проверить свои способности. Кстати - рекомендую попробовать, будет несколько сюрпризов.

К примеру, если другой автомобиль хочет перестроится на твою полосу - ты должен замедлиться (в случае необходимости), чтобы его пропустить. Можно поворачивать направо на красный свет, если нет запрещающего это делать знака. Очень много перекрестков со знаками STOP - нужно подъехать, остановиться, только после этого продолжить движение. Если подъехали несколько автомобилей, то проехать перекресток они должны в том же порядке - сначала тот, кто был первым, затем второй и так далее.

В общем, надрочившись он-лайн на эти тесты тщательно подготовившись, пришел сдавать. Хочу отметить, что в госучреждениях в Канаде все очень организованно, аккуратно и чисто. Обычно есть (небольшая) очередь к человеку, который тебя выслушивает и говорит, что дальше делать - к какому специалисту идти. Кое-где (например, в центре DriveTest на Montreal Rd, где я сдавал) есть электронная очередь.

Регистрируешься, проходишь быструю проверку зрения - смотришь в такую трубу, там появляются циферки. Надо эти циферки правильно назвать. После этого тестируется твое переферийное зрение - в той же самой трубе то слева, то справа мигают лампочки. Тебе надо сказать с какой стороны лампочка только что мигнула.

После этого можно идти в большую светлую комнату с несколькими рядами парт, как в американских школах. Берешь свой тест на 40 вопросов (20 - правила, 20 - знаки, можно сделать по 4 ошибки и там, и там), садишься, делаешь, сдаешь, садишься назад, ждешь результат. Все заняло не более 10 минут, и я вышел со 100% score (да - хвастаюсь!) и временными правами G1.

Road Test

Все - теперь можно записываться на G2 Road Test. Почему не на G1? А вот потому, что я заблаговременно съездил в российское консульство, перевел с заверением свои российские права и получил бумажку, где четко указано, что Driving Experience since 2003. Теперь мне не надо ждать год и сдавать G1 Road Test, чтобы стать счастливым обладателем full-G, ура-ура!

Но, как впоследствии оказалось, не все так просто. Замечу, что я записывался на G2 Road Test по телефону. Это важный момент.

Итак, настал день теста. Приезжаешь за полчаса до назначенного времени, регистрируешься. Сидишь в машине и ждешь экзаменатора. Сдавать обязательно надо на своем автомобиле. Экзаменатор проверяет работу поворотников, стоп-сигнала и бибикалки. Если все в порядке - вперед!

Сначала на площадку - параллельная парковка, остановка у обочины, 3-point turn (разворот), ну и все, в общем то. С площадки сразу в город. Экзаменатор четко говорит, что надо делать и куда поворачивать. При этом, он не имеет права давать заведомо неправильные или двусмысленные инструкции (как гайцы любят - “ну-ка, припаркуйся ка тут, дружок! О-па, не сдал - что, знак ‘остановка запрещена’ не видел, а?”). Тебе лишь надо следить за скоростью, знаками, дистанцией, да не забывать вертеть головой на перекрестках - это очень важно - так ты показываешь, что следишь за ситуацией. Без иронии - канадские правила очень сильно ориентированы на безопасное вождение.

По окончании теста тебе дается вот такой листок:

Record of G2 Exam

Здесь показано, что ты сделал хорошо, а что - не очень. Рекомендую к внимательному просмотру этого листка - по его пунктам сразу становится ясно, что безопасность на первом месте.

Итак, экзаменен я сдал! :) Иду радостный такой получать свои временные full-G права (постоянные в течении 2-4 недель приходят по почте). Но на бумажке, что мне дают, красуется гордая надпись G2. Что же это такое?!

- I thought I was getting a full-G license after this test.

- No, you're getting G2 license. In order to get a full-G license you have to pass G2 Road Test.

- But this is exactly what I've done!

- No, sir, you passed G1 Road Test.

- ???!!!

Как оказалось, девушка из колл-центра ошиблась, и записала меня на тест G1 вместо G2! И цена у них разная: $40 vs $75. С моей карты сняли $40. “Круто”, - думаю.

- Можно ли сдать этот тест сегодня?

- Сожалеем, сэр, на сегодня все места уже заняты.

Иду к администратору. Увы - без результата:

- Вы можете попробовать подождать, и если кто-то не придет, сдать тест сегодня.

Возвращаюсь:

- Хочу подождать, насколько реально, что кто-то не придет и место освободиться?

- Увы, сэр, почти нереально. Уже есть один человек, который ждет такое место.

Ну ладно. Записываюсь - в этот раз окончательно - на G2 Road Test. Ближайшее время - через день.

G2 Road Test

Итак, прихожу. Далее уже знакомый процесс регистрации, и сам тест.

Очень интересно - когда едешь, инструктор не дает абсолютно никаких комментариев. Только изредка что-то пишет в карте теста. Это несколько напрягает, так как трудно сказать, где делаешь ошибки да и вообще, проходишь ли ты тест или нет. Тест заканчивается, возвращаюсь на территорию DriveTest Centre:

- Please, park in this spot.

- OK

...

- You passed.

full-G Temp License