Последняя статья из общего цикла, рассказывающая о том, какова могла бы быть альтернатива существующему (зачастую гадкому) положению вещей, если бы к власти пришли более адекватные и профессиональные люди.

При них

Окошко

Приходя каждый раз в государственное учреждение, будь это поликлиника, ЕИРЦ, инженерная служба или управление государственной регистрации кадастра, я наблюдаю. Наблюдаю за посетителями и за госслужащими, прячущимися за узкими окошками.

Сколько же негатива зачастую сосредоточено в таких местах! Люди трутся у стен (тех мест, что предусмотрено, всегда оказывается недостаточно), пытаются друг у друга выяснить какую-то информацию. Особенно тяжело тем, кто обращается в какое-либо учреждение первый раз. Кто-то из чинуш окажет консультацию? Да хрен! Прогонят, да еще лекцию прочитают: “Там все написано! Идите в общую очередь! Не приставайте ко мне со своими вопросами, не видите, что-ли, я занята?!”.

Последняя фраза особенно доставляет. Чем ты можешь быть занята, как не своей непосредственной работой, за которую я тебе плачу деньги - ответами на мои вопросы и эффективным выполнением своих обязанностей?

Но нет - из-за окошка на тебя большую часть времени смотрят жабьи глаза, которым все похрену, и для которых ты - соринка, помеха, неприятность, которую приходится кое-как терпеть между перерывами на чай. Разве за такие услуги мы платим? Если бы мы пришли в автосалон покупать автомобиль, и к нам бы там так отнеслись, не пошли мы бы в другое место? Проблема в том, что здесь нам не оставляют выбора. Нет другого места, чтобы получить свидетельство о рождении ребенка, или прописать (опять прописка!) к себе человека, или получить услуги по ОМС.

А люди, которые там стоят… Забитые, на нервах, лобызящие перед окошком, либо срывающиеся (когда вконец все достало) и уходящие ни с чем, чтобы через некоторое время вернуться снова. Помним: альтернативы то нет.

Ради справедливости отмечу, что встречаются исключения, и люди по ту сторону окошка попадаются адекватные, доброжелательные, готовые подсказать и объяснить. Но это бывает очень и очень редко, и увеличения количества таких людей я не замечаю.

Также последнее время вводятся модные государственные услуги через Интернет. Это хорошо. Проблема в том, что целиком никакую услугу через Интернет ты не получишь, и как минимум одного личного визита в госучреждение не избежишь.

При нас

В любой развитой стране, получение государственных услуг ничем не отличается от получения услуг коммерческих, за тем исключением, что за госуслуги ты уже заранее заплатил, налогами.

Работа максимально оптимизирована и ориентирована на гражданина, а не на служащего. Везде, где только можно, внедрены системы автоматизации. Тебя всегда готовы выслушать, готовы помочь и не стесняются улыбаться. “Чем еще я могу Вам помочь, сэр?”

Видно, что люди любят и хорошо понимают свою работу, что они четко нацелены в первую очередь на решение вопросов граждан, а не своих собственных.

Почему этого нет у нас? Зарплата? Ох, оставьте, поручик. Зарплата, особенно в таком крупном городе, как Москва, вполне находится на уровне. За такую зарплату в Восточной Европе люди будут свою жопу рвать, лишь бы удержаться на этом месте.

Это система. Система подготовки, система воспитания, система мотивации. Эта совковая мерзость плавно перетекла в Россию, и уже из окошка на нас смотрят новые поколения 20-30 летних жаб, имеющих ровно те же замашки, что сотрудницы гастронома в 60-х годах.

Для исправления ситуации предлагается следующее:

  • Максимальная автоматизация госуслуг. gosuslugi.ru - это хорошо, но этого совершенно недостаточно. Все, что может быть удобно сделано через Интернет, должно быть сделано через него. Если для этого потребуется изменить какие-то законы - их надо менять. Ведь у нас должны быть законы для удобства людей, а не люди для законов. Если я хочу продлить водительские права, к примеру, то готовый кусочек пластика можно мне выслать по почте, я разрешаю. Зачем приходить, да тем более по несколько раз?

  • Логическим продолжением этого будет являться сокращение визитов граждан в любые госучреждения. Зачем мне лично куда-то обращаться, чтобы выписать полис ОМС на родившегося малыша? У государства и так есть все данные. Просто автоматически пришлите мне этот полис по почте.

  • Ввод оценки работы госслужащих, общающихся с населением, через карточки отзывов - как в банках. Каждый человек, которому предоставили услуги, должен “проголосовать” своим билетиком электронной очереди “за” или “против” конкретного служащего. По результатам этого “голосования” определяется размер зарплаты, либо принимается решение об увольнении.

В общем, система требует полного пересмотра и реформирования исходя в первую очередь из интересов и удобства граждан. Ведь, в конце концов, государство как институт должно служить нам, помогать нам и защищать нас.