Субботник

Еще с советских времен в нашей стране есть замечательная традиция - по весне добровольно или добровольно-принудительно собираться с соседями/коллегами, брать в руки инструмент, и идти трудиться для всяческого благоустройства подотчетной территории, будь то родной завод или двор собственного дома.

На этой неделе и я увидел на своем подъезде приглашение принять участие в этом замечательном действе. Я всегда был уверен, что гражданское общество должно строиться снизу, с формирования community, доверия и дружеских отношений между соседями. Поэтому я никак не мог упустить эту возможность.

В объявлении было сказано, что в субботу к 9:00 надо подойти по определенному адресу и получить инвентарь. Также там был указан контактный телефон, куда нужно обращаться, если возникнут вопросы. Хорошо. Звоню в пятницу, чтобы уточнить адрес (объявление уже успели сорвать) - “набранный номер не существует”. Благо, помог сосед, который по прошлому опыту знал, куда надо идти.

Приходим ровно к 9 утра. “А вы знаете, все 50 граблей мы уже раздали (своим). Сейчас выезжаем убирать периметр, но вам туда ехать не надо, наверное. Вот, остались последние грабли, тяжелые правда. Куда идти? Да куда хотите, убирайте там, снег разбрасывайте…”

ОК, выбираю грязнющий участок перед своим подъездом. Начинаю работать граблями. Больше никого нет. Сгребаю мусор в кучки, распределяю снег, чтобы лучше таял. Тут понимаю, что мусор как-то надо донести до контейнера. Из выделенного инвентаря - только грабли. Хорошо - иду в хозяйственный, покупаю мешки на 240 литров и совок.

Собираю мусор, завязываю мешки. Тут подходят узбекские товарищи и начинают убирать тот же пятачок, но с другой стороны. У них тоже субботник. Делюсь граблями. Вопрос про необходимость “програбить” весь участок: “А Наталья Николаевна сказала так же делать, да?” Только “насяльника” еще в конце не хватало, честное слово.

В общем, свой пятачок я закончил, мешки с мусором в контейнер покидал. Пошел относить инвентарь назад, заодно обращая особое внимание на субботнюю активность. Все газоны и территории - чистые, никакой уборки не требуется (так что мне с моим “участком” еще повезло). Единения соседей в трудовом порыве также не наблюдается. Народ спешит по своим делам, гуляет с детьми, несет куличи на освящение в близлежащую церковь.

Из этого опыта напрашиваются следующие выводы:

  • Организацию процесса надо улучшать. Должны быть профессиональные “менеджеры по уборке территории”, которые бы руководили “чайниками” и обеспечивали непрерывность всего процесса на местах.

  • Информация до жителей должна доноситься более подробная и конкретная: какие участки доступны для уборки, кто их руководитель (+его мобильный телефон), какой инвентарь будет выдан, а какой надо принести самостоятельно и т.п.

  • В местных средствах массовой информации должна идти агитация относительно того, как это хорошо и правильно - трудиться на благо родного района, помогать соседям, улучшать территорию, чтобы нам самим, а также нашим детям было удобно, комфортно и приятно здесь жить.

“А в чем же смысл, зачем это все?”, спросите вы. Таджики и подневольные работники ГУ ИС, конечно же, уберут и благоустроят.

Но как же мы?!

Неужели мы не способны выделить 1-2 дня в году, чтобы привести в порядок то место, где мы живем? Неужели это будет плохим примером нашим детям, которые во всем нам подражают? Мы живем в обществе, и не можем игнорировать этот факт. Даже (и особенно) в насквозь индивидуализированных США высоко ценится вклад в дело локального community, в дело общины. Ибо люди понимают, что нельзя пользоваться всеми благами, что дает общество, ничего не предоставляя взамен.

Когда и мы это поймем, тогда и у нас будет шанс изменить жизнь в нашей стране к лучшему.